Ансамбль "Самоцветы"
 

"САМОЦВЕТЫ"
Школа и Образцовый ансамбль танца
 Некоммерческое учреждение культуры

 

Ансамбль
Шоу-группа
Школа
История
Награды
Наши педагоги
События
Наше творчество
Гостевая книга
Контакты

 «Я по Вам соскучился, ребята!»  
Во Дворце культуры «Тольятти» 31 января 2013 года прошел – юбилейный вечер «Я по вам соскучился, ребята»,
 посвящённый 85-летию Заслуженного работника культуры России
 Геннадия Аркадьевича Сапожинского



                                                                                                        "История, судьбы, личности"
Из книги Л.В. Плешановой «Тольятти. Дела и люди». Публикуется с согласия Г.А.Сапожинского

                                                                                                          Сапожинский Геннадий Аркадьевич
     Бывает, что в трудовой или творческой биографии всего одна, пусть очень яркая страница - скрипач, артист балета, конс­труктор, хирург. Жизненный путь Сапожинского - причудливое переплетение из военных, музы­кальных, педагогических специальностей и различных видов деятельности. Но какими бы дорогами ни приходилось по воле судьбы идти, все они так или иначе приводили к одному и тому же - к танцу. К началу Великой Отечественной войны, то есть к 13 годам, Гена Сапожинский уже прекрасно играл на трубе и фортепиано, учился на хореографическом отделении в колледже при Одесском оперном театре, участвовал в спек­таклях как танцовщик, и ему прочили звездное будущее. Но случилась война. В одной из беско­нечных бомбежек у него на глазах погибла мать. Потом при эвакуации оборудования судостро­ительного завода, где работал инженером, без вести пропал отец. Одессе грозила оккупация, и командующий флотом адмирал Преображенский приказал отправить детей в Сибирь, подальше от войны. До Новороссийска добрались на корабле, а затем - в товарных вагонах до Кемерово. Там, узнав, что Сапожинский трубач и очень хочет служить во флоте, дали ему звание юнги и долж­ность сигнальщика в бригаде подводных лодок в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Едва испол­нилось 18 лет, после краткосрочных курсов по специальности «штурманский электрик» напра­вили служить на подводную лодку заявил директору танкового училища, что создаст здесь такую самодеятельность, что она прославит учебное заведение на всю страну. Почему-то бравому подводнику поверили. И не ошиблись. «Малютка». Она действительно была настолько маленькая, что Сапожинский спал в обнимку с торпедой, но в войне с Японией «Малютка» участвовала на равных с большими субмаринами. Однажды, после высадки очередного десанта она поте­ряла управление и вертикально пошла на дно, чуть ли не на полкорпуса воткнувшись в грунт. Пока подошли буксиры и извлекли подлодку, от нехватки кислорода погибли 13 человек. Этот страшный эпизод стал последним во фронтовой биографии Геннадия Аркадьевича. Затем - офицерское военно-морское училище, Тихоокеанский флот, звание капитан-лейтенанта. На службе ценили энергичного, смелого юношу. И быть бы ему адмиралом, если бы в 1948 году к ним в бухту Суходол не приехал ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. На сцене Сапожинский увидел знакомых ребят, с кото­рыми участвовал в спектаклях еще в довоенном Одесском театре оперы и балета. Все перевер­нулось в душе! Вот она - его несостоявшаяся судьба! Но ведь еще можно все исправить. С этого момента каждую свободную минуту он стал использовать для поездок в бухту Золотой Рог, чтобы участвовать в выступлениях ансамбля. Затем демобилизовался и стал работать в ансамбле постоянно. Сначала просто танцевал, потом занялся постановочной деятельностью. «Проба пера» оказалась на редкость удачной. И потому, когда по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Ульяновск, он с уверен­ностью
     Танцевальный ансамбль завоевывал ризовые места на всех фестивалях и конкурсах. Сапожинского «заметили» на самом высоком уровне, и Московский Дом народного творчества, учитывая, что к творческим достижениям он прибавил и диплом музыкального училища, направил его руководить ансамблем песни и пляски в Ярославль. Программа, созданная Геннадием Аркадьевичем, была удостоена премии ЦК ВЛКСМ, ансамблю было присвоено звание «Народный», и он стал участником уже между­народных фестивалей. Надо заметить, что в этом ансамбле играла на малой домре секретарь комитета комсомола завода «Красный Перекоп» Валентина Терешкова. После ее полета в космос Сапожинский дал ансамблю имя «Чайка» - такие позывные были у первой женщины-космонавта. Очередной, естественно исторический, съезд КПСС привел Сапожинского в Самару: Москва предложила ему подготовить номер для концерта в Колонном зале Дома союзов. Геннадия Аркадьевича провезли по всем крупным предпри­ятиям области, где была хорошая самодеятель­ность. Больше всего ему понравился творческий коллектив Новокуйбышевского нефтеперераба­тывающего завода - там были прекрасные танце­вальная и хоровая группы. На какие только темы не приходилось Сапожинскому писать сценарии хореографи­ческих композиций - военные, патриотические, исторические, даже сельскохозяйственные, но вот на химические, имея в школе по этому пред­мету конкретное «два», не приходилось. Но твор­ческий человек оперирует не формулами, а обра­зами. И Геннадий Аркадьевич сотворил такое, что 40 минут зал смотрел это действо в полнейшей тишине, взорвавшейся потом шквальными апло­дисментами. А в зале сидели весьма искушенные различными видами искусств люди - делегаты съезда. Были здесь и руководители из Тольятти, которые не могли не оценить мастерство поста­новщика. Когда чуть позже номер «Балалайки на Луне», придуманный опять же Сапожинским и посвященный первому космонавту, произвел очередной фурор (как рассказывают очевидцы, Юрий Алексеевич Гагарин чуть из кресла не выпрыгивал от восторга), к Сапожинскому за кулисы пришли пять руководителей из Тольятти, в том числе директора крупнейших заводов. Они предложили ему должность директора строяще­гося ДК завода «Синтезкаучук». Надо сказать, у Николая Вартановича Абрамова, директора «СК», так же как и у Виктора Николаевича Полякова, был просто дар отлавливать таланты по городам и весям и перетаскивать их в Тольятти. Естественно, уговорили и Сапожинского. Ничего не понимая в строительной науке, Геннадий Аркадьевич, опираясь только на собст­венное понимание, каким должен быть совре­менный Дворец культуры, добился изменений в проекте (тут ему помогла по старой памяти Валентина Терешкова, к тому времени ставшая депутатом Верховного Совета СССР). А пока стро­илось здание, создал образцовый ансамбль танца «Самоцветы», руководил художественной само­деятельностью профтехучилища завода. Для Сапожинского это было великое счастье - заниматься любимым делом, с которым много лет назад его разлучила война. Сегодня главное дело его жизни- «Самоцветы» продолжают радовать зрителей. Ансамблю перевалило за тридцать лет. На его счету все мыслимые призы и награды фестивалей, смотров-конкурсов, овации полных зрительных залов городов России и зарубежных стран. Ежегодно два-три десятка участников ансамбля поступают в средние и высшие учебные заведения и становятся профес­сиональными танцорами. И с благодарностью вспоминают вдохновенное творчество Сапожинского, энергия и талант которого продолжают жить в мире яркого танца.
 

Наш e-mailadmin@samosveti.ru